Явление Copland и Gershwin народу

Рассказывая в предыдущей части, я немного забежал вперед. В 1995 году даже показывать было нечего. Ни одной из этих систем еще, практически, не было.

Были только планы, и технологии, которые планировалось включить в Copland: OpenDoc, который был главной темой WWDC 1995, QuickDraw GX и QuickDraw 3D, уверенность в полном превосходстве Apple Computer над Microsoft, и ранняя реализация файловой системы, предназначенной для Copland.

В наши дни, вспоминая про Шпиндлера в 1995 году, почему-то упрекают его в полном бездействии, недееспособности, и – я встречало и такие утверждения – будто бы, от имени главы компании, распоряжения писал Дэвид Сэда, один из сотрудников центрального аппарата компании не самого высокого уровня.

Но на WWDC 1995 года Михаэль выступил неплохо. Сказанное им не было правдой. Зато вселяло надежду и окрыляло.

До выхода Windows 95 оставалось несколько месяцев, и разведка Apple, наверняка, уже сообщила об этом руководству компании. Выход системы был неминуем, на презентацию Windows 95 был приглашен Мик Джеггер (который выступал на презентации Mac’а в 1984), которому хорошо заплатили, и который уже согласился – а какая ему разница?

Это был символический жест: Apple, твое время прошло!

Презентация

Современной операционной системы у Apple Computer, все еще, не было. Утверждения Apple о том, что System 7.5 – это отличная система, беспокоили Mac’овских разработчиков, они писали в Купертино письма, в которой просили заняться этим вопросом.

Михаэль рассказал разработчикам о их проблемах, они даже похлопали – и перешел к самой интересной теме, даже более интересной чем OpenDoc, технология с которой у большей части сидящих в зале как-то не очень все складывалось.

На огромном экране появились три прямоугольника, с текстом. “System 7.5”, “Copland” и “Gershwin”.

Потом были слова про Copland: мы бережно относимся к программам, написанным для Mac, в новой системе они будут работать, как и раньше. Им, как и раньше, вытесняющая многозадачность и другие прелести современной операционной системы доступны не будут.

Модуль в системе, отвечающий за выполнение старых программ, называется BlueBox.

Программам, написанным для Copland, будут доступны все прелести современной ОС. В том числе и многозадачность. В разных частях программного обеспечения используются разные её типы.

Пользовательский интерфейс, и старые библиотеки (например, QuickDraw), как и раньше, используют кооперативную многозадачность.

Пользовательские интерфейсы взаимодействуют с пользователем, это их главная задача. Из интерфейсов запускаются сервисы, в которых может быть реализован любой из типов многозадачности, в основном – вытесняющий.

Приложению доступны как сервисы, включенные в систему, так и сервисы написанные самим разработчиком.

Новая файловая система, оптимизированная для больших хранилищ данных… Шпиндлер рассказал про что-то очень похожее на HFS+, файловую систему появившуюся в Mac OS 8.1 через три года, уже в Apple Стива Джобса. В DR0, в 1996, новой файловой системы не было.

Конструкция системы выглядела необычно, но, если подумать, была вполне логична. В iOS, не знаю как сейчас, но до девятой версии точно, все операции связанные с интерфейсом с пользователем (вывод на экран и тому подобное) допускались только из главного потока.

С этим можно жить, это устраняет проблемы.

Дальше он рассказал, насколько Gershwin будет современнее и лучше. Оптимизация для PowerPC, совместимость с архитектурой CHRP (Common Hardware Reference Platform, стандартная архитектура для PowerPC, опубликованная Apple и IBM в 1995 году), и много всего хорошего.

Когда?

О новых системах было рассказано, повторюсь, в мае 1995 года.

На самом деле, проект был очень далек от завершения, а по многим вопросам реализации еще не были приняты решения. Тем не менее, релиз для разработчиков был обещан “летом текущего года”, то есть, в 1995, через три месяца после WWDC.

Нереально. Ни малейшего шанса. Но это еще полбеды.

В конце года (1995) был обещан первый релиз новой операционной системы.

Вообще-то, релиз для разработчиков – это такое извращенное название бета-версии, так в те времена было принято. Даже сокращение такое было, DR, которое понимали все, кому это было нужно знать.

Предсказать, сколько потребуется бета-версий или DR до момента, когда продукт будет, хотя бы в общих чертах и до известной степени, совместим с обычными пользователями, можно – если вы прибыли из будущего, и точно знаете сколько их было в конкретном случае.

DR0, DR1 и так далее.

А тут опытным взрослым людям сообщают, что DR будет только один, а потом быстренько выйдет и полная версия. Постарайтесь успеть к её выходу переписать свои программы!

Но и это еще не все.

Gershwin Шпиндлер пообещал в следующем (1996) году, или через год (1997).

Если не считать информацию о сроках (а вдруг у них есть причины обещать такое?), и несколько других незначительных проколов (может, ему инженеры немного насвистели, мало ли зачем – расклады бывают разные), разработчики вздохнули с облегчением.

Обычно Apple выполняла свои обещания, иногда с опозданием, но выполняла.

Windows 95

На этот раз, выход в свет Chicago не был перенесен. Windows 95 презентовали с шумом и размахом, по ТВ многократно прокручивали кадры прибытия системы в какие-то новые места, кажется и в РФ систему встретили как звезду эстрады.

Я работал в то время в компании, на 99% состоявшей из пользователей и разработчиков Windows, у компании были партнерские отношения с Microsoft, и копии системы появились у нас еще до торжественного объявления о начале её продаж.

А лето кончилось, потом закончился год – никакого Copland DR не было, и никто (даже в Apple) не мог сказать что-то определенное.

На совещаниях у политического руководителя проекта, вместо главных вопросов, теперь обсуждали уродство Windows 95, очередные хотелки администрации компании и идеи от самых разных групп компании, предлагавших, например, встроить в систему карту мира с переводом на иностранные языки, или добавить интерфейсы к серверу курсов валют, или организовать заказа авиабилетов…

Не факт что предлагали именно эту ерунду (мне перечисляли множество проектов, в том числе такие, идиотизм которых был просто очевиден), но что-то очень похожее. На вопрос Вэйна Мерецки об этичности включения подобных сервисов в операционную систему, тот кто должен был за все отвечать, прочитал лекцию о любви к пользователям.

Правда, из предложенных аттракционов для Copland к моменту закрытия проекта были готовы два или три, совершенно безобидных – типа пятнашек и крестиков-ноликов.

В мае 1996 года, на WWDC, главной темой был Copland. Несколько десятков часов выступлений, систему впервые демонстрировали пользователям (избегая, естественно, острых углов и резких движений – кому пришлось демонстрировать недописанные программы или системы, тот меня поймет), все выглядело вполне прилично, но про DR, на этот раз с номером 0, пообещали сообщить позже.

Через несколько месяцев, DR0 был разослан “самым важным партнерам”. Прочитав отзывы, я понял почему DR послали только им. Зато от нас потребовали копии всех наших программ для Mac’а, для проверки на их совместимость с Copland.

Источник

Оставить комментарий

Спасибо что вы с нами